Олимпиада по русскому языку (4 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1.А) «Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные.
Честь –
Печь –печной
Небеса –небесный
Мука –мучной
Место –местный
Чудеса –чудесный
Молоко –молочный
Прелесть –прелестный
Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].
(дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь)
В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже).
(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)
2.А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
В поля, не кошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Б) Собери пословицу.
1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим
2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой
3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз
4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят
5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в
6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь
( В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
В) Шарады.
Наш первый слог тот отгадает,
Кто ноты хоть немного знает.
Второй и третий – оленя украшают.
А целое – нередко сил лишает.(до-рога)
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит.(ш-мель)
Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется.(сор-ока)
Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже.(фа-соль)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.(кар-тина)
Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (за-дача)
3. Переставьте буквы, так чтобы получились новые слова.
Ложа –жало
Трепак –паркет
Вобла –обвал
Пион –пони
Числа –силач
Планка –клапан
Конус –сукно
4. А) Буриме. По рифмам сочините стихотворение.
_______________________________звонок
_______________________________сто ног
_______________________________смех
_______________________________не могу
_______________________________всех
_______________________________бегу
_______________________________перемена
_______________________________Лена
_______________________________друг
_______________________________вокруг
Б) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетаниями.
Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа не подточит. Родился в рубашке.
(Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверено себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий)
В) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
Труд – лень;
Встречают – провожают;
Погибай – выручай.
(Ученье – свет, а не ученье – тьма. Труд кормит, а лень – портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай, а товарища выручай.)