Олимпиадные задания по русскому языку. 4 КЛАСС.
Олимпиадные задания по русскому языку. 4 КЛАСС. 2016г.
Дорогой друг! Мудрая Сова приветствует тебя на олимпиаде по русскому языку. Недавно в лесной библиотеке она нашла интересный рассказ. Сова предлагает тебе познакомиться с текстом и выполнить её задания.
1. Прочитай текст. Придумай и запиши название текста.
_____________________________________________________________________
Случается, что детёныши теряют своих родителей. Судьба их может быть плачевна. Если в саванне потеряется телёнок антилопы гну, он обречён. Никто из самок стада, даже потерявшая собственного ребёнка, его своим молоком не накормит. Видимо, это происходит потому, что двоих детёнышей многие животные вырастить не могут.
(6) У других животных существует прямо противоположная стратегия материнского поведения. (7) Она особенно развита у обитателей севера. (8) Не пропадет без матери детёныш северных оленей. Самка песца примет в свою семью целый осиротевший выводок из 6-9 малюток-песцов и будет их пестовать и защищать так же, как своих родных детей. (10) На птичьих базарах Новой Земли птенца толстоклювой кайры согреет под своими крыльями и накормит любая взрослая толстоклювая кайра — и самец, и самка.
(11) Наши зайцы беляки тоже чадолюбивы. (12)Зайчиха оставляет своих новорожденных зайчат, спрятанных по одному, где-нибудь в укромном месте и навещает их только для того, чтобы покормить. У лопоухих существует незыблемое правило, обязывающее любую «дойную» зайчиху, обнаружившую проголодавшегося малыша, покормить его.
Медвежата не часто остаются сиротами. Но у них мало шансов попасть на глаза какой-нибудь сердобольной медведице в лесу, а вопроса об усыновлении обычно не возникает. Единственное место, где бурые медведи регулярно встречаются, — берега нерестовых лососевых рек Камчатки и Аляски. Там зоологам удавалось наблюдать сборища по 80-90 медведей. Сначала между косолапыми возникают конфликты, но медвежата в них участия не принимают. Они самозабвенно играют друг с другом. В суматохе бесконечной возни малышам не трудно спутать свою мать с посторонней медведицей, да и мамам тяжеловато разобраться, какой медвежонок ее, ведь в лесу с подобной проблемой сталкиваться не приходится. (21) На Аляске однажды наблюдали медведицу, которая водила 12 медвежат, заимствованных ею из восьми семей. Медведица, взявшая в семью чужого медвежонка, не только разрешает ему жить вместе со своими малышами, но заботится о приемыше, как о родном.
Известны случаи усыновления животными чужеродных им сирот, даже детей человека.
2. Составь и запиши план текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определи и запиши главную мысль текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему некоторые потерявшиеся детёныши остаются без помощи взрослых? Найди ответ на этот вопрос в тексте и подчеркни нужные строчки.
5. Как ты понимаешь значение слова «стратегия» (из 6-го предложения). Запиши своё объяснение.
Ответ: стратегия - __________________________________________________
___________________________________________________________________.
6. Замени слово «обитатели» (из 7-го предложения) близким по значению словом, запиши это слово.
Ответ: обитатели - __________________________________________________.
7. Из третьего абзаца выпиши сложные слова и разбери их по составу, рядом напиши слова, от которых они произошли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________.
8. В 21-ом предложении найди и подчеркни слова, в которых один и тот же гласный звук обозначен разными буквами в одном слове. Запиши эти слова звуками.
______________________________________________________________________;
______________________________________________________________________.
9. Из 11-го предложения выпиши слова, в которых все согласные звуки твердые. ______________________________________________________.
10. Сколько общих звуков в словах «самец» и «самка»? Запиши.
______________________________________________________________.
11. Из четвертого абзаца выпиши группу родственных слов в той форме, в которой они стоят в предложении.
____________________________________________________________________
Каждому слову из этой группы найди в тексте другие его формы, запиши эти слова рядом, укажи в скобках число и падеж.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________.
Попробуй объяснить происхождение слова «медведь». Запиши.
Ответ: медведь - ____________________________________________________.
12. Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро! Запиши :
_мчится_______________________,___________________________,
_________________________________________________________________ .
13. В 10-м предложений найди и подчеркни волнистой линией прилагательное, стоящее в форме единственного числа, родительного падежа.
14. Выпиши 8-е предложение, разбери его по членам предложения, сверху укажи части речи.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
15. Из второго абзаца выпиши одно предложение с однородными членами. Докажи, что ты прав(а).
___________________________________________________________________