Адаптационный период для первоклассника в школе

Адаптационный период для первоклассника в школе

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требовании учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.

Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Все это усложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.

Очень важен процесс адаптации для учителей, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Задачи адаптационного периода:

  1. помочь ребенку вжиться в позицию школьника (показать различие: школьник - не школьник);
  2. ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
  3. научить ребенка задавать вопрос (развивать решимость);
  4. подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Процесс адаптации первоклассника занимает 2 месяца.

Психолог изучает уровень развития первоклассников, наблюдает за ними и определяет как идет школьная адаптация.

Действия учителя в тревожный адаптационный период:

  1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;
  2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
  3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
  4. познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.

Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительского собрания.

Задачи первого родительского собрания:

  1. снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;
  2. поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
  3. выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;
  4. определить трудности в общении родителей с ребенком, в его воспитании;
  5. договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.

 

Динамика адаптационного периода первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.

  • 1 этап адаптационного периода (длительность: примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;
  • 2 этап адаптационного периода: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;
  • 3 этап адаптационного периода: учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.
  • 4 этап адаптационного периода: этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассника, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, на сколько по-школьному, работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справить с заданиями;
  • 5 этап (заключительный) адаптационного периода: ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения.

Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником "Посвящение в ученики".

Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

Как нас найти?

Ждем Вас в гости!