Олимпиадные задания по литературному чтению. 4 КЛАСС

Олимпиадные задания по литературному чтению. 4 КЛАСС

Олимпиадные задания по литературному чтению. 4 КЛАСС. 2016г.

Дорогой друг! Мудрая Сова приветствует тебя на районной олимпиаде по литературному чтению. В лесной библиотеке очень часто проводятся викторины, где каждый может поучаствовать. Жителям Сказочного Леса нравится читать. Они читают вместе интересные рассказы, высказывают своё мнение о прочитанном, дают характеристику главным героям. Попробуй и ты выполнить задания Мудрой Совы.

I. Ответь на вопросы викторины.

1. В какой сказке 12 человек сидели у костра? Запиши название сказки и имена братьев. (2 балла) ______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

2. Кто автор рассказов о Д. Кораблёве? (1балл) ______________________________________________________

3. Объясни смысл высказывания «Что ты, баба, белены объелась?» Когда его можно применить? (2 балла)______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как звали былинного героя, знаменитого гусляра, побывавшего на дне моря-океана у Морского царя? (1 балл) ___________________.

II. Прочитай текст и выполни задания к нему:

Бывают вороны чёрного цвета, похожие на молодых грачей, но наша обыкновенная ворона серая, голова, крылья и хвост у неё чёрные. А на острове Мадагаскар и в Африке водится даже… белая ворона. И у неё тоже голова и крылья чёрные. Совсем белые вороны тоже бывают – только это альбиносы, у них нет чёрного пигмента, как у белых мышей.

Шумными стаями собираются вороны везде, где живёт человек: и в Европе, и в Азии, и в Америке. Эта птица не избегает людей, как другие, а пользуется свалками, отбросами, которые возникают возле жилья человека. Не пропускают ничего, что под клюв подвернётся, а уж для мелких птичек и даже крупных птиц вроде уток это враг номер один. Яйца таких редких птиц, как дрофа и стрепет, тоже разбивает вездесущая разбойница. Ворон называют «крылатыми крысами». Общие у них не только привычки, но и острый ум.

В охотничьих хозяйствах, где дичь охраняют, вороне давно объявлена вечная война. Но в народе издавна принято: прежде, чем истреблять, попробовать перехитрить, отпугнуть, поэтому на огородах стоит знакомое вам по книгам «воронье пугало» - похоже на человека, и ладно. Только ворон провести нелегко: они не подпускают человека с ружьём на выстрел, а палка, похожая на ружьё, их не пугает. Один старый егерь так охранял утиные гнёзда от ворон: развешивал около гнезда кусочки серебряной фольги, запутывал как попало простую белую нитку. Таких гнёзд вороны не трогали: ветер шевелит фольгу, нитка поблёскивает, и всё по-разному. Это страшнее, чем неподвижное чучело.

Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные, сплетницы даже! А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почтения. Значит, разглядели в ней что-то хорошее? Есть и русская пословица: «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Конечно, в ней высмеивают слепую любовь к своему ребёнку, но ведь вороны и вправду защищают своих родных воронят, не жалея жизни. Они бесстрашно нападают на всякого, кто приближается к выпавшему из гнезда воронёнку: и люди, и кошки, и даже крупные собаки обходят такое место сторонкой. А как дружно, всей стаей, дают вороны отпор крупной хищной птице! Можно с них пример брать. Но вот беда: от ворон немало и напастей, особенно когда происходят, как говорят специалисты, «вспышки» их размножения. В этом нередко виноват сам человек: там, где нечем поживиться, ворон не будет. Надо зарывать отбросы, ничего не бросать из окон, следить за состоянием городских свалок. Бывало, люди объявляли некоторых птиц и животных «вне закона»: мол, бей, кому не лень, они вредные! Раньше не знали, что ни один «вредный» вид нельзя истреблять поголовно: в природе нужны такие санитары, как птицы-падальщики, то есть хищники, которым под силу взять только больное животное. И если перебьют одних – размножаются другие, зачастую не менее «вредные».

Гнёзда у ворон – округлая куча веток и сучьев (недаром про старые шляпы говорят, что они похожи на вороньи гнёзда). Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками или кусочками поролона: издавна ворона по-соседски пользуется «человеческими» материалами.

Ворону можно научить говорить. Конечно, это подражание, а не осмысленная речь. Некрасивый вороний голос способен выразить самые разнообразные оттенки: внезапный испуг, тревогу, предупреждение. А опытные люди по вороньему карканью угадывают близкую перемену погоды.

По 1 баллу за верный ответ.

1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) на что похожи вороньи гнёзда.

2) как люди относятся к воронам.

3) как выглядят обыкновенные вороны.

4) каковы повадки и способности ворон.

2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) воронам следует объявить «вечную войну»

2) ворон нужно охранять как редких птиц

3) ворона – умная и нужная в природе птица

4) есть средства для отпугивания ворон

3. Теперь ты знаешь, что

1) у африканских ворон белые крылья.

2) диким уткам вороны не страшны

3) вороны могут разбивать яйца редких птиц

4) вороны держатся вдали от жилья человека

4. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что

1) вороны очень пугаются неподвижных предметов.

2) борьба с размножением ворон – это борьба с уличным мусором.

1) птиц-падальщиков необходимо поголовно истреблять.

2) говорящая ворона прекрасно понимает всё, что она говорит.

5. Подумай, почему с ворон можно брать пример. Выбери из перечня два верных предложения и обведи кружочком соответствующие буквы.

А) вороны не пропускают ничего, что им под клюв подвернётся.

Б) они отважно противостоят всякому, кто приблизится к выпавшему из гнезда воронёнку.

В) они устилают свои гнёзда тряпочками и кусочками поролона, подбирая их за людьми.

Г) они объединяются всей стаей, чтобы дать отпор общему врагу.

Обведи верный ответ: (2 балла)

1) АБ 2) БГ 3) ВГ 4) АВ

6. Если ты захочешь узнать побольше об этих птицах, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке? (1 балл)

1) Сборник басен

2) «Сказки о животных»

3) Сборник познавательных статей

4) «Ребятам о зверятах»

В1. Чтобы пересказать текст о воронах своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности. (3 балла)

А) Отношение людей к воронам.

Б) Места обитания и пища ворон.

В) Устройство вороньего гнезда.

Г) Как говорят вороны.

Д) Какие бывают вороны.

Е) Как перехитрить ворону.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1 2 3 4 5 6

В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой. (3 балла)

СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) альбинос А) везде успевающий побывать, во всём принять участие

Б) большая морская птица с длинным клювом и узкими крыльями

2) вездесущий В) существо с отсутствием обычного для ему подобных окраса кожного, волосяного, пухового покровов

Г) охотник-профессионал, отслеживающий места и условия обитания зверей и птиц на определённой территории

3) егерь Д) передвигающийся по труднопроходимой местности

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1 2 3

С1. Ворон называют «крылатыми крысами». Почему? Укажи две причины. (2 балла)

1) __________________________________________________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________________________________________________

С2. «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Перечитай фрагмент текста, где идёт речь об этой пословице. Какое отношение эта пословица имеет к людям? Объясни её смысл. (4 балла)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С3. Что ты считаешь самым интересным в тексте? Почему?

Для ответа используй таблицу. (4 балла)

Самое интересное

потому что

Ключи к олимпиаде:

Викторина

1. «Двенадцать месяцев»: Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. (2 балла)

2. В.Драгунский.

3. Белена – ядовитое растение. «Белены объелась» значит «потеряла разум, сошла с ума». (2 балла)

4. Садко (1 балл)

Таблица ответов к тексту:

1 2 3 4 5 6 В1 В2

4 3 3 2 2 3 ДБЕАВГ ВАГ

С1. Ворон называют «крылатыми крысами». Почему? Укажи две причины. (2 балла)

1) Так же, как крысы, вороны обитают вблизи человеческого жилья и питаются преимущественно отбросами (то есть у них общие привычки)

2) И вороны, и крысы отличаются острым умом.

С2. «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Перечитай фрагмент текста, где идёт речь об этой пословице. Какое отношение эта пословица имеет к людям? Объясни её смысл. (4 балла)

Ответ:

В переложении на современный язык эти слова означают: «Нет для вороны лучшего певца, чем родной воронёнок».

Как всякая пословица, это высказывание имеет более широкий смысл: нет для родителя никого лучше и правдивее, чем своё дитя, только словам своего, родного ребёнка готовы верить родители и только им восхищаться; таким образом, высмеивается слепая, то есть излишне доверяющая, не всегда правильно оценивающая характер и поступки ребёнка, родительская любовь.

P.S. Это задание высокого уровня сложности. Ребенок не сможет объяснить смысл пословицы словами, приведенными в ответе. Но если ему удалось своими словами передать тот же смысл, то с заданием он справился успешно!

С3. 4 балла (по 2 за каждый)

Учитываются грамотно сформулированные ответы, обоснованность своего выбора.

Как нас найти?

Ждем Вас в гости!